Живопись в китайской культуре

 Важно уметь представить то, что вы изучаете, в соответствующей культурной перспективе.

Важно уметь представить то, что вы изучаете, в соответствующей культурной перспективе. Если вы знаете, например, немного о философских основах китайской живописи, вам будет легче понять, к каким качествам вам следует стремиться и почему. Наша школа представляет собой практический курс обучения для начинающего художника, это не изложение истории и философии китайской живописи. Тем не менее, в этой статье делается попытка предоставить некоторые важные предпосылки, не претендуя на то, чтобы быть исчерпывающим руководством. Есть много отличных книг по этим темам, и в библиографии в конце этой статьи перечислены некоторые из них.

В отличие от Европы, Китай может претендовать на непрерывное культурное наследие, восходящее к периоду до 2000 г. до н.э. Китайцы проявили замечательный талант в том, чтобы заставлять захватчиков соответствовать китайским культурным нормам, в отличие от Европы, где обычно вторгшиеся уступали нравам, языку и институтам захватчиков. За исключением, возможно, монголов, которых они изгнали по прошествии сравнительно короткого периода времени, китайцам удалось преобладать над своими иностранными властителями, которые обычно использовали китайские институты и принимали китайские культурные ценности. Фактически, захватчики часто становились горячими сторонниками и пропагандистами китайских традиций, особенно в области искусства и литературы.
В отличие от Европы, Китай может претендовать на непрерывное культурное наследие, восходящее к периоду до 2000 г. до н.э. Китайцы проявили замечательный талант в том, чтобы заставлять захватчиков соответствовать китайским культурным нормам, в отличие от Европы, где обычно вторгшиеся уступали нравам, языку и институтам захватчиков. За исключением, возможно, монголов, которых они изгнали по прошествии сравнительно короткого периода времени, китайцам удалось преобладать над своими иностранными властителями, которые обычно использовали китайские институты и принимали китайские культурные ценности. Фактически, захватчики часто становились горячими сторонниками и пропагандистами китайских традиций, особенно в области искусства и литературы.

Сейчас считается, что китайцы долгое время использовали кисти для рисования и письма. До начала письменной китайской истории неолитическая керамика демонстрирует явные свидетельства рисунков кистью, хотя узоры просты. С шестнадцатого по десятый века до нашей эры, во времена династии Шан, идеограммы начали появляться и развиваться, хотя, вероятно, они были изобретены еще раньше. Несомненно, настенные росписи существовали во времена династии Чжоу (около 1000-200 гг. До н.э.), а свидетельства полноценной живописной работы имеются в изобилии со времен династии Хань (около 200 г. до н.э. - 200 г.) Производство бумаги началось в первом веке, а до этого, конечно, были шелк и росписи надгробий.

Таким образом, история живописи в Китае очень долгая. Это тоже очень сложно. На Западе существует тенденция думать о китайской живописи как о однородной, как об импрессионизме или итальянской живописи эпохи Возрождения. Фактически, конечно, сопоставимой областью исследования был бы весь диапазон европейской живописи от греков и римлян до наших дней, охватывающий все периоды испанской, французской, итальянской, немецкой, голландской и английской живописи вдоль и поперек. В любое время в Китае создавалось столько же различных стилей живописи, сколько было во всей Европе.

Тем не менее, в китайской живописи можно проследить две широкие темы. Их часто называют академической и литературной школами, хотя термин «школа» в этом контексте вводит в заблуждение. В Европе это обычно применяется к группе художников. Вся китайская живопись имеет тенденцию соответствовать одной из двух основных традиций, которые превзошли и пережили школы. Эти традиции все еще можно найти в современной живописи. Вам будет показано, как писать обоими этими способами в других статьях.

Во время династии Хань большинство художников, вероятно, были скромными ремесленниками, работавшими анонимно на феодала и считавшимися довольно низкими по социальной шкале. Тем не менее, похоже, что к концу Хань начал появляться другой класс академических художников, которые обладали гораздо более высоким социальным статусом, и традиция академической живописи, или Хуан Хуа Пай, продолжалась почти непрерывно. Это был стиль придворных художников на протяжении всех династий, мало изменился на протяжении веков и имеет современных сторонников сегодня. Описанный как гунби хуа, что можно перевести как «живопись в тонком стиле», это кропотливая и детальная картина, требующая чистых линий и умелого смешение цветов. Цвет добавляется в качестве тонировки и обычно не является ключевым элементом и не способствует выразительности картины. Каждый мазок кисти точен. Рисунки, выполненные в этом стиле, обычно формальны и сложны, и на их создание уходит время.

Другая основная традиция китайской живописи — это Литературная школа, или Вен Джен Хуа Пай. Большинство современных художников в Китае и за его пределами, вероятно, лучше всего рассматривать как потомков этой школы. Зовется се-и хуа, что можно примерно перевести как «написать идею». Стиль разработан, чтобы освободить художников от гунби, и его цель — изобразить как можно больше в минимальном количестве смелых штрихов. Стиль упрощен и свободен — жизненное выражение важнее простого воспроизведения формы. Сеи намного сложнее освоить чем гунби. Картина се-и должна быть выполнена «на одном дыхании». Другими словами, это нужно делать за один присест, чтобы не сломалась жизненная сила. Термин, используемый для описания этой ритмической жизненной силы или гармонии с ци — цзюэн. Поскольку все естественные вещи имеют внутренний дух, ци, они также имеют юэнь, то есть текущую жизненную силу, выражающую ци.

Картина се-и должна быть живой, мазки кистью смелыми и твердыми. Она должна показывать ритм и плавность. Однако живопись се-и не должна быть чисто технической. Это может быть комплиментом к картине, если описать ее как неуклюжую. Картины Се-и должны быть спонтанными и захватывающими. Живопись должна отражать дистилляцию и понимание художником реальности, а не просто ее реальное представление. Художник должен воплощать свое восприятие основной истинной природы своего предмета.

Большинство новаторских влияний в китайской живописи пришло из литературной школы, даже сегодня художники способны впитывать западные идеи и техники и вместе с тем создавать произведения искусства, которые являются частью непрерывной традиции выразительной китайской живописи, уходящей корнями, по крайней мере, к критику Се Хо в пятом веке.

Ни один обзор китайской живописи не был бы полным без упоминания школы Лингнам, которая выросла в Кантоне в конце девятнадцатого века. Она была основана Гао Цзяньфу, который изучал живопись Нанга в Японии и был политическим последователем Сунь Ятсена. После революции 1911 года Гао вместе со своим братом Гао Цифэном и другом Чэнь Шурэнем основал «Новую национальную живопись». Они представили современную тематику и использовали реалистичные техники при изображении животных и птиц. Они также использовали световые эффекты, затенение и перспективу. Сегодня самая большая группа художников Лингнама находится в Гонконге, а самый влиятельный художник — Чжао Шаоанг, ученик Гао Цифэна. Большинство современных художников Лингнама сосредотачиваются на изображениях птиц и цветов и нарушают традиции в использовании разнообразных ярких цветов.

История живописи в Китае тесно связана с историей мысли. Китайская живопись — это не просто изобразительное искусство, это еще и литературное и философское. Истинные корни китайской живописи можно проследить до трех философий: даосизма, конфуцианства и буддизма. Лао-Цзы, основатель даосизма, родился в 571 г. до н.э. Он был современником Конфуция. Лао считал, что мужские желания и амбиции являются причинами социальных волнений и беспорядков. Он выступал за замкнутость и невмешательство в дела других. В даосизме нет богов и духов, нет доброжелательных или злобных существ, управляющих природой. Лао считал, что «Небо и земля недобрые. Они относятся ко всему как к соломенным псам». Дао — это жизненная сила во всем, а ци — ее проявленная форма. Инь и Ян — взаимодополняющие положительные и отрицательные силы, союз которых необходим для творения. Из этого союза произошли небо, земля и все естественное. Ци — это сила, гармонизирующая Инь и Ян. У всего есть свои особые характеристики, исходящие от Дао, и все естественные вещи должны действовать в соответствии со своим Дао, вода не действует как скала, птица не ведет себя как рыба.
История живописи в Китае тесно связана с историей мысли. Китайская живопись — это не просто изобразительное искусство, это еще и литературное и философское. Истинные корни китайской живописи можно проследить до трех философий: даосизма, конфуцианства и буддизма. Лао-Цзы, основатель даосизма, родился в 571 г. до н.э. Он был современником Конфуция. Лао считал, что мужские желания и амбиции являются причинами социальных волнений и беспорядков. Он выступал за замкнутость и невмешательство в дела других. В даосизме нет богов и духов, нет доброжелательных или злобных существ, управляющих природой. Лао считал, что «Небо и земля недобрые. Они относятся ко всему как к соломенным псам». Дао — это жизненная сила во всем, а ци — ее проявленная форма. Инь и Ян — взаимодополняющие положительные и отрицательные силы, союз которых необходим для творения. Из этого союза произошли небо, земля и все естественное. Ци — это сила, гармонизирующая Инь и Ян. У всего есть свои особые характеристики, исходящие от Дао, и все естественные вещи должны действовать в соответствии со своим Дао, вода не действует как скала, птица не ведет себя как рыба.

Эти концепции лежат в основе основных принципов большинства китайских традицмй, и их воплощение в живописи, в свою очередь, является выражением даосских идеалов.
Именно даосизм дает китайской живописи возможность использовать пространство в качестве положительного композиционного элемента. Для даосизма пространство так же важно, как и непространство. Лао заявил: «Тридцать спиц поддерживают ступицу колеса, из-за пространства внутри ступицы тележка может двигаться. «Сосуды могут быть сделаны из глины, их полезность создает пустота внутри».

Даосизм также подчеркивает достоинство простоты, принцип, который сильно повлиял на жизнь Китая в целом и искусство в частности. Художник сохраняет простоту своего предмета, стараясь добиться простого эффекта и экономии линий.

В даосском мышлении место человека в схеме вещей неважно, и художники отражают это, концентрируясь на естественных темах и ландшафтах, отводя фигурам второстепенные роли в них. Даосизм особенно актуален для ценностей литературной живописи. Даосы считали, что искусство может мешать взаимоотношениям человека с природой, и поэтому художник не должен стремиться к красоте за счет выражения.

Китайская живопись не является репрезентативной в западном смысле слова. Это не изображение конкретной птицы, животного или цветка, а, скорее, изображение духа или ци, его предмет, выраженный в конкретный момент времени»!

Существует апокрифическая сказка о европейском живописце и китайском художнике. Дано было им три дня, чтобы сделать рисунок утки. Они пошли к пруду с утками и сели на скамейку. Европеец провел два из трех дней, делая подробные наброски отдельных уток, прежде чем провести третий день, все еще у пруда, создав портрет одной конкретной утки на пруду. Китайцы сидели и наблюдали за утками в течение двух с половиной дней. В последний день он вернулся в свою мастерскую и написал свою картину. Это не был портрет какой-то одной конкретной утки, но он выражал то, что, по его мнению, было ци уток в целом.

Конфуций, живший с 551 по 479 год до нашей эры, смотрел на мир иначе, чем Лао-Цзы. Он выступал за активное участие в жизни и сам энергично служил своей стране. Учение Конфуция оказало глубокое влияние на китайскую культуру, они широко изучались и пропагандировались, и их влияние можно увидеть в скульптурах и памятниках, а также в картинах.

Конфуций придавал большое значение высоким этическим стандартам. Он подчеркнул долг как путь к гармонии. Искренность мысли и действия была целью образования и знаний. В конфуцианстве художественное образование помогало воспитывать людей культуры и высоких моральных стандартов, хотя сам Конфуций не считал искусство важным. Искусство просто служило иллюстрацией необходимости порядка и гармонии в жизни. И даже не придал живописи статуса искусства, он видел в этом ремесло. Его больше интересовало влияние музыки, к которой он относился с подозрением. Однако от конфуцианства китайская живопись приобрела большую формальность и приверженность традициям.

Буддийская религия была представлена в Китае во время правления Хань Минь Ти, правившего с 58 по 75 год нашей эры.
Буддийская живопись и скульптура. Чань, или дзен-буддизм, был основан в седьмом веке. Дзэн подчеркивает достижение нирваны посредством медитации и оказал большое влияние на китайское искусство. Благодаря буддизму китайская живопись приобрела медитативное настроение и упор на использование черных чернил. Буддизм также подчеркивал важность простоты и требовал, чтобы живопись была созерцательной, а не просто декоративной.

Все три этих философских влияния действовали на протяжении веков. Обычно на картине можно обнаружить элементы каждого из них, даже если один из них преобладает.
К настоящему времени вы должны иметь представление об очень богатом наследии китайской живописи, и, возможно, ваш аппетит пробудился, чтобы попробовать свои силы в очень удовлетворительном практическом применении этого искусства.

наш сайт

группа вк

фейсбук

ютуб